Игорь
Шкляревский: Читаю Вацлава Михальского |
Обнищали любимые реки, пересохли леса, в которых собирал по
300 белых до обеда и аукался с друзьями. Иных уж нет, а те далече... Но остались любимые книги. И эту последнюю радость никто у
меня не отнимет, не приватизирует. За окном гудит холодный ветер, а у меня возле дивана светится
ночная лампа, и я читаю Вацлава Михальского,
друга юности, перед которым должен повиниться - я не представлял, какой он
замечательный писатель... Читаю "Весну в Карфагене" - роман о жизни белой
эмиграции. Дочь адмирала, русская графиня Маша, отплывшая с эскадрой Врангеля
из Севастополя... Зелёная закладка в книге Чехова, суфлёрская таинственная
будка, обклеенная папье-маше и пахнущая мышами... И никаких реминисценций, привкуса вторичности. Откуда у Михальского такая точность
и свобода передвижения во времени, которое не прожил, в котором не был?
Откуда он всё знает? Ведь там на каждой фразе тебя подстерегает скованность,
забытые особенности речи, имена и множество "коварных" мелочей,
исчезнувших из жизни. Кажется, Томас Манн сказал, что образование к избранным
приходит во сне. Потом Михальский долго жил в
Махачкале, да и в Москве он не прибился ни к одной литературной группе,
особый склад души и неприязнь к публичной жизни определили его судьбу. "Читаем Катеньку. Я в восторге" (Из письма Дмитрия
Сергеевича Лихачёва - Вацлаву Михальскому.
"Неискушённому проза Михальского может показаться традиционной, но опытный
глаз видит её новизну. Она как бы ещё раз подтверждает золотое правило: что
талантливо, то и ново" (Валентин Катаев о романе Вацлава
Михальского "Семнадцать левых сапог"). Этот роман, написанный Михальским в
26 лет, мог бы принести ему признание, но был опубликован только в Махачкале,
в "Москве его печатать не решились. И ещё о "Весне в Карфагене": никто из современников
не обладает таким самозабвенным даром - писать о женщине и видеть мир её
глазами. После Льва Толстого женщина в романах и рассказах написана как
бы со стороны... Даже у Бунина - не чувства Лики, а чувства к ней. Определение - читательское счастье - я не встречал, но знаю,
что оно не изменилось - уютный свет от лампы, ветер за окном и книга, -
классический роман Вацлава Михальского. Вслед за "Весной в Карфагене" в течение десяти лет
один за другим вышли упоительные романы "Одинокому везде пустыня",
"Для радости нужны двое", "Храм согласия", "Прощённое воскресенье" и, наконец, последняя книга
эпопеи - "Ave Maria". Шкляревский И. Читаю Вацлава Михальского //
Литературная Россия. – 02.09.2011. - № 35. – С. 15 |